Новый взгляд на методики дрессировки

 

Основа любого воспитания или дрессировки – это подкрепление.

Подкрепление представляет собой событие, которое совпадает с каким бы то ни было поведением(действием), предлагаемым живым организмом. Данное событие приводит либо к увеличению вероятности предложенного поведения(действия), либо к его уменьшению.

 

Подкрепление бывает положительным и отрицательным, соответственно оно либо увеличивает вероятность того, что животное предложило, либо уменьшает эту вероятность. Допустим, собака подходит к вам во время того, как вы кушаете за столом. Она показывает вам наполненные грустью глазки и вы… даете ей кусочек. Кусочек в нашем случае является подкреплением, а само поведение, а именно вероятность предложенного поведения (подход к столу во время того, как хозяин принимает пищу) возрастает в разы. Ведь собака получила то, что хотела, супер! Тогда человек может не удивляться, что его питомец через некоторое время делает так все чаще и чаще.

В зависимости от того что превалирует в той или иной методике дрессировки, мы можем выстроить такую картину (см. рисунок): 

Данное разграничение условно, ведь в любой из методик присутствует как отрицательное подкрепление, так и положительное, но все же, для понимания подкрепления и дальнейшего плана действия мы разберем именно эту схему. Давайте будем делать это постепенно.

Итак, давайте начнем с правого столбика. Методики, построенные на ОП (Отрицательное Подкрепление). К ним мы, условно, можем отнести механику и контраст. Механика – это полное превалирование отрицательного подкрепления в виде рывков, удушения, тока, в то время как положительное присутствует в минимальных количествах(поглаживание). Данный вариант обучения – частая практика на территории России, как в регионах, так и в больших городах, конечно же, к огромному сожалению. Контраст – это использование 50 на 50 как применения силы, так и поощрения. Но все же, отрицательное подкрепление здесь – это все те же рывки и прочее. Единственное, баланс ОП и ПП выстроен так, что порой, глядя на собаку, работающую в таких правилах можно даже и не догадаться, что все те поведения, которые она предлагает были вынужденные для нее, так как были созданы в процессе обучения по принципу «Кнут и пряник».

В чем преимущества данных методик? Бесспорно, это время. Именно этим руководствуются сторонники. С помощью запугивания мы получаем ответ здесь и сейчас (или не получаем вообще, если перестарались). В долгосрочной же перспективе по большей части это выглядит как лестница увеличения болевых ощущений, к которым сильная собака со временем привыкает, или же отказ от работы с собакой, которая эту силу не выдерживает.

Левый столбик нашей схемы. Здесь первое – это оперантный метод научения. Что это? Оперантный метод был придуман для животных, к которым мы не можем прикоснуться. Дельфины, ракообразные, цыплята и тд.  В его основе лежит подкрепление необходимого поведения(ПП) и игнорирование тех, которых мы не пытаемся выработать(ОП). Все замечательно, но по большей части и со многими собаками это работает только в стерильных условиях или при большом контакте. Стерильные условия – это те, где количество раздражителей минимально. Для дельфина, находящегося в замкнутом бассейне все замечательно. Мы наблюдаем за его поведением и то, что нам нравится подкрепляем. Но что же делать с собакой на улице, которой везде и всюду интересно? Тут и другие животных, и звуки, и разнообразные запахи…

В условиях раздражителей я предлагаю другую методику, построенную также с превалирование ПП.  Это бесконтактная методика дрессировки. Она держится на трех китах:

 

«Да!» - это ПП, которое буквально означает для собаки «Ты правильно сделал!». При этом мы используем отдачу мотиватора(еда, игрушка, выход на улицу и тд.)

«Мосты» - это такие слова, как «хорошо, молодец, умница», означающие: «Ты двигаешься в правильном направлении»

«Нет!» - это ОП, «Ты ошибся. Давай заново.» Данный маркер мы совмещаем с покиданием собаки и не используем его на начальном этапе обучения(!), тогда, когда все то, что выполняет собака (в том числе и ее ошибки) зависит от наших рук.

При применении бесконтактной методики дрессировки мы не используем жестокости. Вся мотивация для выполнения того или иного исходит от самого животного.

Какого преимущества в этом случае? В нашем мире цели не должны оправдывать средства. Нашим амбиции должны оставаться лишь нашими амбициями. Поэтому, бесспорно, данная методика в разы гуманней, чем та, что построена на боли и запугивании.

Но так ли она эффективна, спросите вы? А что может служить показателем эффективности… Давайте я лучше приведу пример. Я работаю на ПП около 5-ти лет, как со своей собакой, так и с клиентскими. Мы успешно выступаем соревнованиях разного уровня на протяжении всех этих лет, показывая результат во множестве городов России. Другая сторона вопроса – бытовое послушание. Ко мне часто обращаются владельцы таких пород, как хаски, сиба ину, акита ину, лайки с первым же вопросом «А вы возьметесь за дрессировку?». Проблема в том, что данные породы «неудобны» для большинства инструкторов, потому как не подпадают под их выученную схему «Кнут и пряник».

Именно поэтому я могу с уверенностью сказать, что данная методика ни в коем случае не идет в ущерб эффективности. Все построенное на физиологических, биохимических и других основах.

То, каким образом мы будем добиваться того или иного поведения от собаки зависит только от нас. Мы привыкли повторять: человек разумностью своей превосходит других существ на Земле. Это действительно так. Количество придуманных им благ пересекло черту миллиардов. Но почему же в плане дрессуры большинство из нас все так же не желает развиваться?

 

 

 

 

 

Задать интересующий вас вопрос тренеру Марии Фандеевой можно по адресу info@sobaki.spb.ru

Мария Фандеева в нашем разделе "Полезные люди"