Зачем нужна команда «Дай лапу!»

 

Многие собаки знают команду “Дай лапу!” и с удовольствием ее выполняют. Однако мало кто из владельцев понимает, что этот простой трюк не только забавен, но и в некоторых случаях полезен. Большинство инструкторов по дрессировке не обучают этому навыку своих подопечных, считая его совершенно ненужным. Однако, есть случаи, когда умение давать лапу может выручить и упростить задачу: в дрессировке и коррекции некоторых проблем поведения.

 

Самое простое и распространенное применение команды “Дай лапу!” - это развлечение собаки, домочадцев и гостей. Учить легко, приятно, весело. Кроме того, существует клише: если собака умная, обученная, она обязательно даст вам лапу по команде. “Так делают все хорошие собаки.” Именно поэтому популярен этот трюк.

Также для человека очень символично рукопожатие, имитацией которого является пожатие лапы собаки. Если собака дает лапу, человек воспринимает это как ее готовность к дальнейшему общению. В принципе, если собака делает это с удовольствием, так оно и есть, что  замечательно.

Это можно использовать, если необходимо познакомить пугливого ребенка с дружелюбной собакой: очень хорошим вариантом будет предложить ему попросить собаку дать лапку, что поможет им подружиться. То же касается и гостей, которые побаиваются вашего питомца.

 Часто собака, выучив команду, начинает давать лапу по любому поводу, что может быть довольно неприятно. Собаки начинают выпрашивать таким образом еду или внимание. Чтобы избежать такого поведения, достаточно просто не подкреплять его, когда это неуместно: ни лакомством, ни вниманием, ни еще как-либо. Собака быстро все поймет.

 

 Команда “Дай лапу!” может стать хорошим базовым навыком для множества элементов трюковой дрессировки или кинологического фристайла. Этот навык можно трансформировать в “Дай пять!”, в игру в “ладушки”, махание лапкой, использовать как один из способов обучения касаться лапой мишени, трогать и перемещать предметы.

 

В бытовой дрессировке наш трюк может быть также крайне удобен. Например, при вытирании лап. Своих собак я обучаю подавать все 4 лапы по очереди, когда вытираю их после мытья, или стригу когти. Мне кажется очень удобным, если не нужно передвигаться с полотенцем или когтерезом, а собака сама делает все по команде: “Дай лапу!”, “Другую!”, “Повернись!”, “Третью!”, “Четвертую!”. Кроме того, в таком случае собака проявляет инициативу, а не просто ждет, когда закончится манипуляция, а значит, отношение к тому, что происходит у нее становится как к чему-то интересному и более приятному, чем просто “пережить”. Обратите внимание, что если собака умеет давать одну лапу, это не значит, что она автоматически будет давать все четыре. Обучать подавать каждую лапу нужно отдельно.

 

Есть еще один важный бонус, связанный с инициативой: возможность ускорить приучение щенка или взрослой собаки к манипуляциям с лапами: вытиранию, стрижке когтей, выстриганию шерсти, обработке ранок. Существуют методики приучения через ассоциирование с чем-то приятным (зачастую с лакомством). Если вы используете такую методику, начинайте каждый раз с просьбы дать лапку и процесс пойдет гораздо быстрее. Это очень хорошо работает также в случае проявления агрессии и страха при таких манипуляциях.

 

Следующий пример использования нашей команды скорее частный, чем общий. Но он послужит понятным примером для тех, кто любит учить собаку чему-то новому.

Существуют замечательные игрушки, куда помещается сухой корм или кусочки сухого лакомства. Задача собаки - толкать и катать такую игрушку, чтобы из нее высыпался корм через одну или несколько дырочек. У нас много таких игрушек, я использую их для развлечения своих собак, когда не могу дать им достаточную умственную нагрузку. Одна из них - вобблер фирмы Kong. Он представляет собой довольно тяжелую неваляшку с небольшой дырочкой сбоку. Чтобы корм выпал, нужно довольно сильно раскачать игрушку, заставить ее крутиться. Моя молодая австралийская овчарка Ирбис привыкла играть с более легкими игрушками, катая и толкая их носом. С вобблером у нее так не получилось. Он только немного шатался,  но  ничего не выпадало. Собака грустно вздохнула и отказалась от задачи. Я решила ей помочь, используя любимую команду “Дай лапу!”. Посадив Ирбис перед вобблером, я попросила ее дать мне лапу над ним так, чтобы она промахнулась мимо руки и попала по нему. Как только произошло касание, я подкинула кусочек, как будто он выпал из игрушки. Через пару повторений собака начала более уверенно бить лапой, а через пять - она начала осознанно толкать вобблер. В какой-то момент мне не пришлось подкидывать лакомство, потому что оно выпало само! Сейчас это любимая игрушка Ирбис. Обучение заняло ровно 5 минут.

 

Теперь поговорим о помощи пугливым собакам. Команда “Дай лапу!” является мощным инструментом при коррекции страхов контакта с незнакомцами и пугающих предметов (такое случается у щенков, у собак, выросших в обедненной среде).

При работе с боязнью контакта с незнакомыми людьми, на определенном этапе (когда собака уже может находиться близко с человеком, но не дает себя трогать), мы можем использовать подачу лапы, чтобы собака сама начала коммуникацию. Это придает ей уверенность, так как опять же здесь все происходит по ее инициативе: она дает лапу и трогает человека.

Если собака пугается предметов (например, в темноте, или нового предмета дома), мы также можем научить ее сначала подавать лапу на знакомый предмет в вашей руке, потом, если он на полу. Потом учим трогать лапой разные предметы и поверхности, сначала знакомые. В заключении можно работать и с пугающими предметами. Как это действует? Дело не только в инициативе. Собаки так устроены, что сначала они обследуют предмет визуально, потом обнюхивают. Когда они обследуют предмет и  тактильно, то это дает им еще больше информации о нем. И если он объективно безопасен, собака перестанет его избегать. Усилить эффект можно, научив собаку манипулировать предметами с помощью лап: перекатывать, передвигать, отталкиваться от них. По сути, собака будет контролировать ситуацию, управлять предметом, что поможет ей. Это следующий этап коррекции и именно он является закрепляющим.

Важно понимать, что коррекция проблем поведения - очень тонкий и индивидуальный процесс, который в идеале должен проходить под контролем вдумчивого и опытного специалиста. Чуть неверное действие - будет срыв, после которого труда понадобится больше, чем требовалось изначально.

 

 

 

 

 

Задать интересующий вас вопрос тренеру Елене Молодцовой можно по адресу info@sobaki.spb.ru

Елена Молодцова в нашем разделе "Полезные люди"